Прет-а-порте

От моды для избранных - до моды для всех.

Прет-а-порте́ (фр. prêt-à-porter, в буквальном смысле «готовое платье») — модели готовой одежды.

В течение ХХ-ХХI столетия в моде изменилось, наверное, всё, за исключением только самого слова. Мода из ars mineurs («малые искусства», «ремесла») переросла в ars grande («высокие искусства»). То, что было привилегией избранных, стало достоянием масс. В ХХ веке, особенно во второй половине, фабричное и поточное изготовление одежды почти вытеснило портновское ремесло с его эксклюзивностью и неторопливостью. Мода превратилась в колоссальную индустрию с центрами по всему миру. Благодаря газетам, журналам и телевидению все её новинки теперь сразу становятся широкодоступными. С появлением интернета возможность модно одеваться перестала измеряться степенью удаленности от центра – можно жить на Северном или Южном полюсе и носить последние творения известных модельеров.

 

Впервые лицензионное создание копий для более широких слоев населения, нежели королевский двор, ввел, как ни странно, модельер высшего света – Чарлз Ворт. Он продавал образцы своих моделей в ателье и крупные магазины по всему миру. С момента появления индустрии готового платья она прошла путь от производства низкосортной дешевой продукции или полуфабрикатов до чрезвычайно сложной и многообразной системы изготовления одежды. Попросту, прет-а-порте - это массовая одежда, сшитая по стандартным лекалам, производимая большими партиями для продажи в фирменных или мультибрендовых магазинах, бутиках. Данное понятие появилось в 50-х годах XX века, с появлением массовой моды. В рамках прет-а-порте сформировались свои художественные школы, центры моды, круг модельеров и клиентов, а также тонкая градация качества и цен.

В этой индустрии почти нет непосредственного контакта между модельером и клиентом. В мире прет-а-порте клиенты большей частью анонимны и никогда не видят автора, его идеи доносят до покупателей реклама и средства массовой информации. То, что демонстрируется на подиуме, является только частью идей коллекции, которая затем поступит в магазины и будет рассматриваться как модное направление. Вначале определяется, какие именно из моделей войдут в ранг люкс (т.е. будут изготовлены всего в нескольких экземплярах), в ранг прет-а-порте высокого качества (100-200 экземпляров), в классическую категорию (большие тиражи). Одежда двух последних рангов, как правило, поступает в мультибрендовые магазины, как «БелЗвезда». После официального показа коллекции «БРЕНД» продолжает работу со стилистами и журналистами. Они отбирают одежду на съёмки, они-то и будут формировать образ будущих весны-лета, осени-зимы. 
 
Для представителей магазинов обычно проводится отдельный показ: помимо вещей, уже демонстрировавшихся на подиуме, в эту коллекцию входят и более «приземлённые» варианты. Если коммерческий отдел «БРЕНДА» ограничивает экстравагантные идеи, клиенты могут остаться недовольны слишком «обычным» видом коллекции. Вместе с тем чересчур смелые идеи дизайнеров тоже рискуют не встретить понимания у клиента. Главная задача состоит в том, чтобы достичь компромисса между творчеством и коммерцией. Когда же дело касается массового производства, то предпочтение отдается классическим силуэтам, тканям и дизайну, к которым добавляют модные детали.
В последней четверти ХХ столетия, а в наши дни особенно, многочисленные названия фирм, модных линий и имена дизайнеров прет-а-порте почти не поддаются подсчету. Столь же многообразны и предлагаемые широкой публике стили. В современной моде практически любому предложению можно найти контрпредложение – диктат моды, долгое время являвшийся её непременным качеством и существенной составляющей, теперь отсутствует. Благодаря этому фактически осуществилась свобода выбора в мире моды для всех.